Авторитетное мнение

NEWSmusic.ru: "Кто контролирует гастрольно-концертный рынок России?"

- г.
15 Октября 2007 г.
NEWSmusic.ru: "Кто контролирует гастрольно-концертный рынок России?"

Полная неразбериха в билетном хозяйстве, плохо выстроенная концертная инфраструктура, разнобой в ценах — вот главные особенности звездного бизнеса.

 «Билеты можно вообще не печатать, — увлеченно рассказывает Михаил Шурыгин, хозяин NCA, компании, которая специализируется на организации концертов западных звезд. — Кредиткой или с мобильного телефона вы оплачиваете стоимость, получаете штрих-код на свой мобильный телефон, и во время прохода на концерт код считывается. Так за считанные минуты в мире продаются стадионы! Но проблема в том, что наш потребитель пока не готов покупать электронные билеты. Мы в этом убедились, продавая концерт Мадонны: процент реализации через интернет был крайне невысок. Люди предпочитали давиться в очередях на улицах».

 По прогнозу Михаила Шурыгина, российский промоутерский рынок в течение ближайших 10-15 лет по целому ряду направлений будет отставать от западного. Но только не в приросте объемов — если западный шоу-бизнес прошел интенсивный путь развития 70 лет назад, то мы только стартуем.

«Билеты можно вообще не печатать, — увлеченно рассказывает Михаил Шурыгин, хозяин NCA, компании, которая специализируется на организации концертов западных звезд. — Кредиткой или с мобильного телефона вы оплачиваете стоимость, получаете штрих-код на свой мобильный телефон, и во время прохода на концерт код считывается. Так за считанные минуты в мире продаются стадионы! Но проблема в том, что наш потребитель пока не готов покупать электронные билеты. Мы в этом убедились, продавая концерт Мадонны: процент реализации через интернет был крайне невысок. Люди предпочитали давиться в очередях на улицах».

По прогнозу Михаила Шурыгина, российский промоутерский рынок в течение ближайших 10-15 лет по целому ряду направлений будет отставать от западного. Но только не в приросте объемов — если западный шоу-бизнес прошел интенсивный путь развития 70 лет назад, то мы только стартуем.

«Cистема налогообложения подталкивает работать «в серую», стимулов для легализации своих доходов нет ни у промоутеров, ни у артистов», — говорит Михаил Шурыгин.

Нет у промоутерских организаций и своего лобби во властных структурах. Пока конкурентная ситуация на рынке не совсем здоровая, - говорит Шурыгин, - игроки не склонны обсуждать проблемы и вместе их решать.

Нормальный доход промоутера — это 3-5% от общего вала. «Деньги зарабатываются с продажи билетов, — рассказывает глава компании «Русский Шоу-центр» Владимир Зубицкий. — Это только кажется, что билеты очень дорогие. В них — все расходы по концертам, аренда, реклама, гонорары артистам, продакшн. Это огромные суммы». А для промоутера 5-10% — небольшие деньги, больше 5% не зарабатывают и европейцы. Но между нами и Европой — пропасть. Разница заключается в том, что на Западе промоутеры делают не 20 концертов в год, как наши, а 200. Иначе их бизнес не выжил бы. А как выживают наши?

«Наша компания на рынке вот уже 17 лет, но если бы мы занимались только концертной деятельностью, то столько не продержались бы, — рассказывает в СМИ Надежда Соловьева, глава крупнейшей продюсерской компании SAV Entertainment. — Мы занимаемся другими видами деятельности — организацией корпоративных пиар-концертов и вечеринок. Вот что на самом деле приносит нам основные деньги. Маленькие компании, которые делают три-пять концертов, вообще еле выживают».

По оценке информагентства «Интермедиа», ежегодно концертный рынок столицы растет на 15-20%. В 2006 году его объем превысил $63 млн., а всего концертного сектора России — $132,47 млн. Оговоримся, что проведение корпоративных мероприятий в эту статистику не входит. Между тем Рики Мартин, Робби Вильямс, Марайя Керри, Scorpions — все они приезжали в Россию на «домашние вечеринки», получая за это колоссальные гонорары.

«Неудивительно, что агенты зарубежных артистов на Россию смотрят по-особому — с досадой говорит Владимир Зубицкий, глава «Русского Шоу-центра». — Пока у нас есть много бизнесменов, готовых принять западных звезд и заплатить им огромные деньги, так и будет. После этого они, конечно, не поедут за меньшие гонорары. Но такие компании не могут быть долгожителями, на рынке остаются такие, как мы».

«Как мы» — это четверка лидеров нашего рейтинга.

В нужном месте в нужный час

Объединенные компании «Русский Шоу-центр» и SAV Entertainment с оборотом в $10 млн. занимают в нашем рейтинге первое место. Надежда Соловьева — культовая личность для российского шоу-бизнеса. Именно с ее компании SAV Entertainment фактически и началась история российского шоу-бизнеса, а также западного — в России. В конце 1970-х годов Соловьева окончила Московский институт иностранных языков. Ей сразу повезло: удалось поработать переводчиком и администратором в крупных советских организациях, таких как Министерство культуры и Госконцерт. Накопив опыт, Соловьева впервые попробовала свои силы в сфере профессионального промоутерства в середине 1980-х годов. Тогда она работала в Театре Аллы Пугачевой, где отвечала за все международные программы театра и организовывала его зарубежные туры.

Собственный бизнес стартовал при поддержке бывшего мужа Пугачевой — Евгения Болдина: в 1987 году была учреждена компания SAV Entertainment. Их первым опытом на промоутерском рынке (хотя его как такового в СССР тогда еще не было) стала организация туров Пугачевой, Александра Малинина, Владимира Преснякова, а также Большого театра, Балета на льду и Симфонического оркестра в России и за рубежом.

Соловьева выступала промоутером более чем 200 концертов таких артистов, как Пол Маккартни, Лучано Паваротти, Элтон Джон, Диана Росс, Тина Тернер, Стинг, Хулио Иглесиас, и др. Концерты проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и десятках других городов России и СНГ. Своей профессиональной удачей она считает концерт Пола Маккартни на Красной площади.

«Дело в том, что выступать на Красной площади хочется многим, но редко кому удается, — говорит партнер Соловьевой Владимир Зубиц-кий. — Это должна быть культовая личность. Для нашей страны это Дмитрий Хворостовский, группа «Машина времени». Свой юбилейный концерт Андрей Макаревич тоже провел на Красной площади».

Shou must go on

«Москва слезам не верит, я пережил знакомство со столицей уже в серьезном возрасте», — говорит Владимир Зубицкий. Родился бизнесмен в Кемерово, учился в местном музыкальном училище и в Университете культуры, работал в симфоническом оркестре Кузбасса. Быстро поднялся по служебной лестнице: занимал кресло администратора, должность директора оркестра, директор филармонии. Так что специфику работы с музыкальными коллективами — симфоническими оркестрами и музыкальными театрами — знает не понаслышке.

«Это — богема, все музыканты очень своеобразные, чувствительные люди, каждый из которых внутренне считает себя гением, — рассказывает журналу «ВЕСТИ» Владимир Зубицкий. — Этим всем нужно управлять, быть для музыкантов и отцом родным, и начальником — тебя должны и любить, и бояться».

Управлять получалось неплохо: Зубицкий стал директором филармонии. И в определенный момент понял, что это — потолок, дальше расти просто некуда. «Параллельно с карьерой администратора и музыканта я пытался заняться бизнесом, — вспоминает Владимир Зубицкий. — Мы продавали-покупали разные вещи. Помню, как заработали первый миллион, а через несколько месяцев после дефолта он перестал быть миллионом...» Очень быстро Зубицкий осознал, что при всей своей коммерческой жилке подобные занятия — не для него.

«Я понимал, что могу делать большее, — продолжает он. — К тому времени меня приглашали работать в Москве, но я очень долго не мог решиться. Там жил и мой близкий товарищ — когда-то мы с ним вместе играли в музыкальных коллективах Кемерово, а позже Виталий Богданов стал одним из акционеров «Русского радио». Богданов и позвал меня в Москву. И когда я решил, все продал в течение десяти дней, чтобы ничего здесь не оставалось, иначе я бы вернулся».

Через несколько месяцев после переезда Зубицкий уже создал концертную компанию под названием «Русская филармония».

«А потом я познакомился с Надей Соловьевой и Евгением Болдиным, владельцами SAV Entertayment, — говорит Зубицкий. — Они пригласили меня работать директором программ для организации концертов Pet Shop Boys и Патрисии Каас. Сразу после этого я плотно занялся гастрольной работой с российскими артистами, принимал участие в создании группы «Союз». После нескольких проведенных совместных мероприятий мы поняли, что близки по духу и можем работать вместе. Так и решили соединиться в единый холдинг. Я занимался в основном российскими артистами, Соловьева — западными. А «Русскую филармонию» переименовали в «Русский Шоу-центр».

Сегодня Владимир Зубицкий и Надежда Соловьева владеют объединенной компанией на паритетных началах — 50 на 50. А Евгений Болдин два года назад вышел из бизнеса, занявшись собственными проектами (в том числе организацией корпоративных концертов. — «ВЕСТИ»). «Мы по-прежнему дружим, конфликта при расставании не было никакого», — подчеркивает Зубицкий.

Не возникло проблем и с «Русским радио», даже наоборот — Виталий Богданов предложил Зубицкому возглавить компанию «Росконцерт». Сегодня Виталий Богданов избран сенатором от Курской области, а Зубицкий является его помощником. Не забывают земляка и на Кузбассе: на общественных началах Зубицкий занимает должность советника заместителя губернатора по вопросам культуры. Видимо, по этой причине Аман Тулеев уже третий год приглашает на открытые выступления Хворостовского, который дает в Кемерово благотворительные концерты.

Вот как описывает свое знакомство с Зубицким Константин Орбелян: «Мы познакомились в 1989 году, во время гастролей в Кемерово, тогда я записал с Хворостовским диск с песнями военных лет и попросил Зубицкого приехать ко мне. Прямо в машине поставил ему диск — Хворостовский пел Таривердиева «Где-то далеко...», а у Зубицкого потекли по щекам слезы. Мне показалось, что он даже и не понял сначала, кто это поет, но сразу же сказал - делаем концерт. Кстати, до него на этот шаг никто не решался: всего четыре года назад Хворостовский был известен только меломанам».

Сын Зубицкого Денис работает в компании отца и занимается продвижением, то есть на современном языке — «продакшн».

Планета Финкельштейна

«Планета Плюс» — крупнейший игрок промоутерского рынка в Санкт-Петербурге, один из активов холдинга PMI, владеющего также радиостанциями «Русское Радио», «Love Радио», «Динамит», агентством по продаже билетов «Кассир.ру», рекламным агентством «PMI ProMedia», агентством по наружной рекламе «Топ-мьюзик». Принадлежит этот набор активов еще одному старожилу рынка Евгению Финкельштейну. В оценках оборота своей промоутерской компании Финкельштейн не стесняется, считая, что в прошлом году он достиг $20 млн. как минимум: «Судите сами: в этом месяце только оборот концерта Rolling Stones, намеченного на 28 июля на Дворцовой площади (в конце концов он отменился), даст больше $7 млн., концерт Aerosmith — $1,5 млн., Элтона Джона — $3 млн., не считая выступлений российских артистов». Участники рынка отмечают, что бюджет концерта и оборот компании — понятия разные. По оценке участников рынка, оборот «Планеты Плюс» в 2006 году приблизился к $8 миллионам.

В 1989 году, после окончания торгового техникума, Финкельштейн уехал в Голландию и занимался там винно-водочным бизнесом. На экспорте спиртосодержащей продукции он заработал достаточно денег, чтобы в начале 1990-х годов открыть клуб «Планетарий». На его базе в 1998 году и возникла «Планета Плюс». Компания прирастала и другими активами, появился холдинг.

На корпоративные вечеринки, по словам Финкельштейна, его компания не разменивается, занимаясь большими проектами. «Планета Плюс» ежемесячно устраивает восемь-десять концертов российских артистов. По мнению Финкельштейна, в России лишь две промоутерские фирмы известны своей безупречной работой и выполнением всех обязательств — SAV и «Планета Плюс». «Все остальные работают через знакомых агентам посредников, из-за чего на рынке и случаются такие истории, как полупустой зал на концерте Мадонны, недавняя отмена концерта Элтона Джона на Красной площади, — обличает конкурентов Финкельштейн. — На мой взгляд, подобные провалы лишь на руку таким профессионалам, как мы. В следующий раз агент трижды подумает, прежде чем согласиться на авантюру, заключая контракт с незнакомым промоутером».

Сам Финкельштейн утверждает, что промоутерство для его холдинга — не бизнес, а скорее хобби. Для следующего участника нашего рейтинга хобби стало профессией.

Нафталиновый рокер

На третьей строчке нашего рейтинга — Talent Concert International (TCI) 41-летнего Эдуарда Ратникова. По оценке участников рынка, оборот агентства приближается к $8 млн. Компанию Ратникова нередко характеризуют как получившую известность на волне неувядающего интереса россиян к так называемым пыльным, или нафталиновым, рокерам — рок-группам, чей пик популярности приходился на 70-80-е годы прошлого века. Именно TCI привезла в Россию Nazareth, Uriah Heep, Deep Purple и других ветеранов рока. Привозил, правда, Ратников и исполнителей другого жанра — Криса Нормана, Патрисию Каас, Modern Talking, Демиса Руссоса, Boney M. Кроме того, TCI — соорганизатор ежегодного рок-фестиваля «Крылья».

Карьера Ратникова началась с работы в конце 1980-х годов в знаменитой «Рок-лаборатории», где он трудился сначала администратором, а потом директором.

«А во время поездок за границу я быстро оброс связями и друзьями в музыкальной индустрии Западного Берлина, Западной Германии, — рассказывает он. — Тогда в моде было все советское, Германию еще не населили наши бывшие соотечественники. Я устраивал гастроли в Германии наших рок-групп — «Черного обелиска», «Электросудорожной терапии», «Мастера». Затем судьба привела Ратникова в компанию Бориса Зосимова BIZ Enterprises: «Я работал у него несколько лет, делал не только гастрольные проекты, но и телепроекты, все это увенчалось очень большим и успешным концертом в Тушино группы Metallica в 1990 году».

Вскоре наш герой уехал в США, в 1995 году вернулся, чтобы реализовать накопленный опыт. Через год Ратников организовал компанию Talent Concert International.

Одна из особенностей фирмы — в небольшой доле (10%) корпоративных мероприятий от числа организованных TCI концертов. Эдуард Ратников: «Мы, к сожалению, мало общаемся с бомондом, и это накладывает свой отпечаток. На тусовки нет времени и желания, отсюда и небольшая доля в этом сегменте».

Компания, как признает сам ее владелец и руководитель, сейчас переживает сложные времена: персонал профессионально вырос и теперь многие хотят работать самостоятельно. Например, из фирмы ушла ценная сотрудница — Татьяна Дальская. Сейчас ее компания Dalskaya Agency конкурирует на рынке с фирмой Ратникова. Ей к тому же удалось найти общий язык и с бывшим партнером TCI — Rover Computers.

Впрочем, по словам Ратникова, концертная деятельность сама по себе ему сейчас не так интересна, как десять лет назад. Его новая цель — построить в стране сеть концертных залов. «Каждый должен заниматься своим делом, — полагает Михаил Шурыгин. — Строительство — абсолютно другой вид бизнеса, хотя без новых площадок развиваться тяжело».

Сигары для Цезарии

В шоу-бизнесе 32-летний Михаил Шурыгин заявил о себе десять лет назад. В конце 1990-х выпускник пединститута создал в Петербурге небольшую компанию NCA, и спустя десять лет она достигла ежегодного оборота в $6 млн. и вошла в пятерку лидеров. NCA — организатор концертов зарубежных артистов: Мадонны, Scooter, Элиса Купера, Монтсеррат Кабалье, Патрисии Каас, Мэрилина Мэнсона, «Джетро Талл», Тома Джонса, Yes, Роберта Планта, Smokie, Демиса Руссоса. Выручка от продажи билетов в 2006 году достигла $6 миллионов.

В отличие от остальных участников рейтинга, Шурыгин не имеет музыкального образования, а предшествующая шоу-бизнесу часть жизни была далека от музыки. По профессии он — преподаватель английского языка. Та же специальность и у его матери, а отец — инженер-геолог. Свободный английский — хороший «аргумент» в мало говорящем на иностранных языках шоу-бизнесе. Шурыгин молод, амбициозен и неконфликтен.

В сравнении с 2004 годом оборот его компании вырос в пять раз. На рынке о Михаиле Шурыгине отзываются по-разному. Владимира Зубицкого раздражает стремление Шурыгина занять долю московского рынка. Он считает NCA мелким для столицы игроком и не желает видеть на «своей» территории. Действует ли на этом рынке известный принцип: боятся тех, кого уважают? Возможно. Как бы ни критиковали Шурыгина за излишнюю амбициозность, на рынке он себя ощущает уверенно и ему есть что вспомнить.

«Концерт Цезарии Эворы в ГКЗ «Октябрьский» мы проводили трижды, — вспоминает Шурыгин. — Зал режимный, и несмотря на хорошее отношение к нам со стороны руководства, существуют определенные правила. Например, артистам в гримерках и на сцене запрещено курить. А как можно представить Цезарию без сигары? Это абсолютно невозможно! Поэтому Цезария курила на сцене, после чего директор сказала, что в таком случае концерт придется отменить. Для нас это было бы катастрофой, поэтому уговорить директора все-таки удалось. Мы поставили столик и пепельницу. А Цезария спокойно курила и расхаживала босиком по гримерке».

Для российских артистов концерт — прежде всего промоушн. На Западе — в первую очередь средство продвижения своих песен и продажи компакт-дисков. Основной доход там получают именно от реализации записей, а не от концертной деятельности. «В России же все наоборот, — сетует Михаил Шурыгин. — Основной источник заработка артиста — концертный час, а не продажа компакт-дисков». Промоутерский бизнес — непредсказуемый, неровный и очень тяжелый, признает Шурыгин: «Но я занялся им, потому что понял, что в моей прежней профессии уже все создано, изучено задолго до меня».

От ответа на вопрос, кто помогал такому молодому и неопытному юноше, Шурыгин уходит. «Мы не участвовали в приватизации, свой капитал не заработали за дни и часы, — утверждает Шурыгин. — Все шло своим чередом. Сначала я работал нанятым менеджером по открытию клуба «Голливудские ночи», у которого были американские инвесторы. Так появился первый опыт работы на этом рынке. Уже через год я создал свою компанию, и на первых порах мы использовали привлеченные средства — в виде кредитов и российских инвесторов, частных лиц, которые брали на себя риски. Мы и сегодня привлекаем спонсорские средства, в то время как они раскручивают свои брэнды в рамках наших мероприятий».

Шурыгину принадлежит билетная компания «9700970» и рекламное агентство «NCA-медиа». «Я всегда стремлюсь к росту, движению по вертикали», — утверждает Шурыгин. И он готов подтвердить свои слова делами. Оказывается, сейчас NCA ведет переговоры с одной известной московской компанией на предмет расширения партнерства. Назвать компанию Шурыгин отказался. «Правильнее это назвать не слиянием, а партнерством для усиления позиций друг друга», — подчеркивает он. Игроки столичного рынка о предстоящем объединении не знают, но говорят, что партнерство с московской продюсерской фирмой, с ее административными и профессиональными ресурсами для питерского игрока может оказаться очень полезным. Если к слиянию в шоу-бизнесе относятся с пониманием, то новых игроков на этом рынке не ждут.

Концерты «под ключ»

Компания Андрея Агапова ICA Music — известный игрок промоутерского рынка. По оценке самого Агапова, она занимает второе место на рынке, а по обороту сопоставима с объединенной компанией SAV Entertainment и «Русским Шоу-центром». Однако конкретные цифры г-н Агапов назвать отказался, что сделало невозможным участие его компании в нашем рейтинге. Известно, что Андрей Агапов — один из немногих российских продюсеров, готовых работать не с раскрученными западными артистами, а с неизвестными в России «звездочками». Агапову принадлежат эксклюзивные права на представление интересов певицы Лоры Фабиан в России. В его активе — организация первых в нашей стране концертов Мирей Матье, Милен Фармер, Энрике Иглесиаса, Эроса Рамазотти, Демиса Руссоса, Патрисии Каас. Сегодня на рабочем столе Агапова - десяток дисков с записями известных юных артистов из США и Европы. На родине их знают и любят, у нас о них пока не слышали. Именно этих молодых ребят Агапов готовится привезти в Россию через два-три года, когда будет уверен, что они смогут собрать многотысячную площадку. Промоутерство для Агапова — лишь одно из направлений бизнеса. Сегодня в сферу его деятельности входит продюсирование, выпуск записей, мультипликация.

В отрыве

«Российский рынок шоу-бизнеса очень четко поделен, и новому игроку сложно найти свое место — утверждает "Прямым инвестициям" Владимир Зубицкий. — Тем не менее новые фигуранты появляются с завидной регулярностью. именно они буквально перекупают» артистов и тем самым перегревают рынок. Например, мы вели переговоры с Джорджем Майклом, предлагая ему вменяемые деньги, которые платят во всем мире. Но появилась некая компания, которая заплатила в 3,5 раза больше. Неудивительно, что агенты зарубежных артистов на Россию смотрят как на потенциально огромный рынок, но в то же время относятся к нам очень осторожно».

«Мы в состоянии на самом высоком уровне проводить концерты западных звезд, — резюмирует Шурыгин. — Но российский шоу-бизнес пока не работает по системе, в том понимании, к которому привыкли на Западе».


Газета.ru

Годовой объем московского концертного рынка в проданных билетах оценивается в $250–300 млн. Еще примерно столько же, по словам участников рынка, приходится на различные закрытые вечеринки. По данным агентства Intermedia, только в Москве в концертном бизнесе занято около 200 компаний. Но лишь десятая часть из них занимается концертами западных артистов.
Ежемесячно в городе проходит около 700 мероприятий, притом что относительно приличных площадок насчитывается чуть более 20. Организаторам гастролей западных звезд еще сложнее: около 90% значимых концертов в Москве проходят на стадионе «Лужники», в спорткомплексе «Олимпийский» и Большом Кремлевском дворце. Но «Олимпийский», например, способен выделить для этого лишь десять дней в году – остальное время он занят под выставки и государственные мероприятия.
Теснота порождает конкуренцию. Усугубляется она тем, что больших инвестиций для выхода на этот рынок не требуется. Концертное агентство – это, по сути, горстка менеджеров. Так, в штате крупнейшего российского промоутера SAV Entertainment работают всего 25 человек. В результате, по словам генерального директора Intermedia Евгении Сафроновой, крупной компанией может считаться агентство с годовым оборотом в $5–10 млн, и даже оборот в $2–3 млн тянет на солидный. Поскольку данные о своих оборотах, продажах билетов и прочих реальных показателях бизнеса компании тщательно скрывают, делать выводы об их месте на рынке можно лишь на основании экспертных оценок. В сегодняшнем выпуске «Конкуренции» мы представили лидеров рынка по этому параметру, а также указали один из критериев их активности – количество организованных концертов.
По оценке генерального директора JSA Александра Стрижака, за последние два года объем рынка увеличился вчетверо. Одним из символов взросления рынка стал ожидающийся в Москве концерт Мадонны. Если еще несколько лет назад для России считались неподъемными даже гонорары в $1 млн, то здесь называются гораздо большие цифры: изначально в прессе упоминались $2–3 млн, а ближе к концу лета в одном из источников всплыла даже сумма в $5,5 млн. Общий же бюджет концерта, по некоторым данным, может достигать $7 млн.
Однако шуму вокруг концерта Мадонны способствовал не только предполагаемый огромный бюджет. Выбор места проведения мероприятия превратился в непрекращающийся скандал. Большинство участников рынка связали его с непрофессионализмом своего конкурента – устроителя концерта, компании NCA (эта компания, по мнению экспертов, не входит в число крупнейших на рынке по финансовым показателям, однако сама сообщает о наибольшем количестве организованных концертов).
Впрочем, очевидно, что если бы выбор подходящих площадок в Москве был шире, организаторам концерта Мадонны было бы проще решить свои проблемы. По этой же причине крупнейшие промоутеры говорят о достижении московским концертным рынком потолка и ожидают его стагнации. В итоге все больше концертов западных звезд планируются за пределами Москвы и Петербурга. Так, например, осенний тур Deep Purple охватит целых 16 российских городов.

JSA
Компания три года активно организовывала концерты, но решила от этого отказаться и перейти к работе на заказ. Сейчас основной бизнес JSA – техническое обеспечение и поставки концертного оборудования.
Число концертов в 2004 году: –
Число концертов в 2005 году: –
Стратегия: всеми способами сохранять лидерство в продаже концертного оборудования и техническом обеспечении концертов на российском рынке. Тактика: с 2000 года JSA начала сама привозить в Россию западных звезд. «Нам нужно было получить признание СМИ, известность и административный ресурс»,– объясняет президент JSA Александр Стрижак. Тактика себя оправдала: спустя шесть лет компания делает сценические площадки для всех крупных московских концертов open-air. Проблемы: концертные проекты JSA часто оборачивались убытками. Последней каплей стало выступление Scorpions на Красной площади в 2003 году. После него президент JSA Александр Стрижак решил привозить в Россию западных звезд, лишь «если очень попросят», и занялся привычным возведением сценических конструкций. Некоторые проекты: Элис Купер, Scorpions, Deep Purple, Blackmore’s Night, Muse, Roxette, Guano Apes, Pet Shop Boys, Modern Talking.
Новые цели: производитель строительных лесов Layer изготовил для JSA пять инновационных сценических площадок. Теперь они используются как таран для прорыва на западные рынки. JSA уже успела обслужить фестивали Ruisrock и Rock to the River в Финляндии, а также концерт Metallica в Таллине.

SAV Entertainment
Крупнейший российский промоутер. Объединен в холдинг с «Русским шоу-центром», президент которого Владимир Зубицкий по совместительству является генеральным директором «Росконцерта», входящего в «Русскую медиагруппу».
Число концертов в 2004 году: 40*
Число концертов в 2005 году: 50*
Стратегия: «Организовывать как можно больше концертов, только и всего»,– говорит генеральный директор SAV Entertainment Надежда Соловьева. Впрочем, в последнее время компания работает лишь с артистами, находящимися на волне популярности. Тактика: «Если в тендере участвует SAV, то у них всегда найдется лишних $50 тыс. сверх нашего предложения»,– говорит один из участников рынка. SAV Entertainment использует финансовые рычаги, чтобы получать яркие проекты, даже если они неприбыльны. Массивное портфолио, в свою очередь, служит аргументом в борьбе за проекты, сулящие прибыль. Проблемы: «Мы достигли потолка своего развития»,– признается Надежда Соловьева. Проблемы рынка сказываются на лидере особенно сильно: SAV не хватает концертных площадок. Некоторые проекты: Рикки Мартин, Стинг, Пол Маккартни, Элтон Джон, Шакира, Depeche Mode, Jamiroquai.
Новые цели: по-видимому, компания собирается нанести удар по конкурентам в регионах. На осень у SAV запланировано турне Deep Purple по 16 российским городам.
* Собственная информация компании

ICA
Реальный брэнд, который стоит за ICA,– промоутер Андрей Агапов. Он точнее кого бы то ни было отражает принцип «на профессиональном рынке работают фамилии».
Число концертов в 2004 году: 62*
Число концертов в 2005 году: 48*
Стратегия: баланс между проектами с отечественными и западными артистами. «Они ничем не различаются»,– говорит Агапов. Отсутствие специализации.
Тактика: «Семь пятниц на неделе» – так называют Андрея Агапова: проекты, которыми он руководит, меняются из года в год. Пять лет назад возглавляемая им «Русская академия развлечений» пыталась организовать в Москве корриду. Позже основанное им «Агентство Андрея Агапова» привозило в Россию итальянских звезд эстрады. Теперь компания Агапова называется International Concert Agency (ICA).
Проблемы: Андрей Агапов жалуется, что «молодые неопытные» конкуренты расшатывают рынок. Его компания не может привлечь крупных финансовых партнеров, считающих концертный рынок неорганизованным.
Некоторые проекты: Наталья Орейро, Мельвиль Пупо, Мирей Матье, Эрос Рамаззотти, Eagles, A-ha, «Автограф».
Новые цели: совмещение концертной деятельности с «более перспективной и предсказуемой» издательской – выпуск CD, DVD и книг.
* Собственная информация компании

TCI
В конце 1990-х TCI получила известность на волне неувядающего интереса российских жителей к так называемым пыльным рокерам, пик популярности которых у них на родине давно прошел. Рок-звезды и сейчас составляют основной репертуар TCI.
Число концертов в 2004 году: 22*
Число концертов в 2005 году: 32*
Стратегия: наращивать масштабы до сопоставимых с лидирующей на рынке SAV Entertainment, при этом составом артистов и географией проведения концертов максимально дистанцироваться от лидера.
Тактика: в отличие от SAV Entertainment, компания действует вне мейнстрима и привозит в Россию западных звезд альтернативного рока. Давно осваивает концертные площадки в провинции и постсоветском зарубежье – надеется закрепиться в регионах раньше могущественного конкурента. Проблемы: компания испытывает острый дефицит подходящих концертных площадок. Ситуация осложняется тем, что залы вроде Большого Кремлевского дворца часто не подходят приглашенным TCI артистам по формату.
Некоторые проекты: Soulfly, Slayer, Rammstein, Ник Кейв, Blur, Garbage, Moby, готовятся концерты The Prodigy в Москве и Киеве.
Новые цели: найти инвестора для строительства сети концертных залов. Пока поиски безуспешны: никто не хочет вкладывать $10–15 млн без учета стоимости земли, а потом минимум шесть лет ждать возврата достаточно рискованных инвестиций.
* Cобственная информация компании

NCA
Почти все заметные концертные агентства вели переговоры с менеджерами Мадонны, пытаясь заманить ее в Россию, но успеха добился не самый крупный локальный промоутер из Петербурга.
Число концертов в 2004 году: 40*
Число концертов в 2005 году: 60*
Стратегия: начиная со своего основания в 1997 году NCA возделывает «домашний» рынок. Тактика: до недавнего времени все концерты компания проводила на площадках Санкт-Петербурга. Из ярких проектов исключением стал, пожалуй, лишь концерт Ванессы Мэй в 1998 году в Москве. Президент NCA Михаил Шурыгин знает специфику местных площадок досконально – вплоть до точной суммы, которую нужно затратить на рекламу того или иного зала, чтобы пришло необходимое число зрителей.
Проблемы: собрать в Петербурге 20-тысячный зал со средней ценой билета в 50 евро могут только звезды первой величины. «Иногда билеты приходится продавать вдвое дешевле, чем в Москве»,– признается конкурент NCA.
Некоторые проекты: Мэрилин Мэнсон, Yes, Том Джонс, HIM, Брайан Адамс, Роберт Плант, Патрисия Каас
Новые цели: организация концерта Мадонны может стать неплохим шансом пробиться на гораздо более жесткий московский рынок. Как считают конкуренты, Михаил Шурыгин он предложил организатору тура Мадонны – компании Live Nation – не слишком выгодные для себя условия партнерства, лишь бы заполучить звезду.
* – собственная информация компании

rms

Группа RAMMSTEIN выступит в Лужниках!

Московский концерт немецкой рок-группы RAMMSTEIN, запланированный 29 июля 2019 года на ВТБ Арена – Центральный Стадион «Динамо», переносится на Большую Спортивную Арену «Лужники».

Ранее приобретенные билеты на ВТБ Арена – Центральный Стадион «Динамо» ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ для всех категорий. Обменивать билеты не требуется.

Обладателям билетов в СЕКТОРА необходимо получить информацию о новых местах на БСА ЛУЖНИКИ по ссылке*:

tci.ru/rammstein2019

*Обладателям билетов в DU HAST-ZONE (танцпол) - новое место не требуется